4.3. Психологические и клинические механизмы преодоления страхов

Статьи На тему страха написано уже слишком много статей, но думаю, мы не повторимся, если взглянем на механизмы страха немного в другом ракурсе: Давайте возьмем теории рефлексов Павлова и Сеченова, теорию поведения Уотсона, близкую по результатам теории Адлера, смешаем все это в небольшую кучу и начнем. Страх - это механизм адаптации. Любой живой организм приспосабливается к окружающей среде, хотя бы в небольшой степени используя сигналы опасности страх. Человек же, произошел от кроманьонца, который использовал этот механизм весьма часто, и сейчас продолжает пользоваться им довольно творчески. Прирожденное чувство самосохранения не дает нам совершать поступки, с большой степенью вероятности угрозы жизни или здоровью, не дает подвергнуться или подвергнуть себя реальной опасности. Кинуться под поезд, отрезать себе руку, убить себе подобного да и просто убить нам не дает страх хотя страх многие преодолевают - убивают, калечат, кидаются под поезд. Безусловно, страх полезен, если понимается как безусловный рефлекс.

Как люди защищаются от страхов и тревог. Психологические защиты

Отрицание - это стремление избежать новой информации, вызывающей тревогу и страх. Этот механизм известен еще с древних времен. Этого не может быть! Человек как бы не воспринимает ее, не слышит, отказывается принять, а затем, соответственно, из воспринимаемого не осознает.

Термин «психологические защитные механизмы» был впервые введен 3. Подавление развивается для сдерживания эмоции страха, проявления.

Проанализировать состояние проблемы по литературным источникам и определить основные способы и методы коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста. Описать психологические механизмы генезиса и коррекции внушенных страхов — суггестию и контрсуггестию, соответственно. Выявить уровни и содержание страхов у детей старшего дошкольного возраста. Определить связь между страхами и тревожностью родителей и детей дошкольного возраста.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: Сформулировано рабочее определение страха; разработана авторская классификация детских страхов; построена иерархическая трехуровневая типология страхов. Феномены суггестии и контрсуггестии рассмотрены и проанализированы в качестве психологических механизмов генезиса и коррекции страхов, соответственно. В том числе увеличивается число детей со страхами, беспокойством, неуверенностью, робостью, эмоциональной неустойчивостью.

Вместе с тем вполне очевидно, что нарастание страхов у ребенка-дошкольника всегда сопровождается той или иной степенью социальной дезадаптации и нарушения адекватного психического развития, что, в свою очередь, негативно влияет на становление его личности в целом. В специальной психологической и психотерапевтической литературе существует большое количество определений страха, выделяются его психологические и физиологические признаки, при этом подчеркивается психологическая и физиологическая целесообразность страха [17], [52].

Одни авторы определяют страх как психическое состояние , другие как аффективное З.

22, Ноздрачев Страх издавна служил объектом изучения специалистов самых разных отраслей науки — философов, социологов, психологов, психиатров, физиологов и т. Некоторые философы например, С. Мы попытаемся свести воедино имеющиеся к настоящему времени взгляды различных специалистов на природу страха, механизмы его формирования и значение этого феномена в человеческом обществе.

Социальные страхи дете предмет психологического исследования страха» у детей, предложил классификацию страхов, описал механизмы.

Психические механизмы и психодраматические варианты работы Корниенко Павел, Миронова Наталия Опубликована: Материалы 9-й Московской психодраматической конференции. В нашей психотерапевтической работе мы часто сталкиваемся с разнообразными проявлениями страха у клиентов. И мы будем рады, если наши идеи в этой теме окажутся для вас полезными и интересными. Которую человек представляет вероятной; Которую человек вспоминает; В которой человек, по его восприятию, находится. Страх, как психофизиологическая реакция имеет известные физиологические проявления:

Лекции - Социальная психология - файл 2.5.ТемаМехПсихолЗащиты.

Психология страха Психология страха, раздел психологии, который посвящен изучению страхов и их влиянию на человека. Страх начали изучать довольно давно, еще Арестотель и стоики писал о страхе, но они подходили к нему скорее с философских позиций, страх также изучается многими религиями, в частности проблеме страха много внимания уделяли отцы церкви в своих трактатах. Наука психология появилась в конце 19 века, с этого же времени появился чисто психологический подход к этому феномену.

В современной психологии достаточно много внимания уделяется механизмам формирования страха, это связь физиологических и психологических процессов. Страх —это внутреннее состояние, которое обусловлено предстоящим реальной или предполагаемой угрозой, приходит он в отличии от других в преддверии ситуации. Эмоция страха возникает, когда человек находиться в ситуации, которую воспринимает как потенциально опасную для его спокойствия и биологического или социального существования.

Что такое страх с точки зрения психологии . в Онкологическом центре, я много раз видел у своих пациентов этот механизм возникновения страхов.

Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с легким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.

В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существуют две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своем исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности [8, с. Понимание опасности, ее осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребенка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий.

Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта испуг, боль, болезнь, конфликты, неудачи, поражения и т. Фрейд считал, что страх детей первоначально является только выражением того, что им не хватает любимого человека, поэтому они встречают всякого постороннего человека со страхом; они боятся темноты, потому что в темноте не видно любимого человека, и успокаиваются, если могут держать в темноте руку этого лица.

По его мнению, переоценивают значение всех детских испугов или жутких сказок нянек, когда обвиняют их в том, что они вызывают боязливость детей. Дети, склонные к боязливости, восприимчивы к таким сказкам, которые на других детей не производят никакого впечатления. А к страхам склонны дети с очень сильным, или преждевременно развитым, или благодаря изнеженности ставшим слишком требовательным сексуальным влечением [32, с. Возрастные страхи самопроизвольно проходят с возрастом.

Негативное воздействие способны оказать лишь неадекватные, чрезмерно сильные, болезненно заостренные страхи ил очень частое переживание состояния страха.

Механизмы и формы психологической защиты

Психологические и клинические механизмы преодоления страхов Преодоление означает активное участие ребенка в освобождении от страха посредством его осознания и выработки к нему отношения неприятия, исключающего пассивность, покорность судьбе и собственно страху как состоянию безотчетного беспокойства, ужаса и паники. Преодоление страха у детей подразумевает непременное участие родителей, иначе устранение страхов будет только эфемерным процессом избавления от беспокойства, тут же порождающим источник разочарований, обид и недоверия по отношению к не способным помочь родителям.

Поэтому, когда в игре не принимают участие, пусть даже и дома, тревожно опекающая бабушка, паранойяльно нетерпимый дедушка, отец или мать, испытавшие в детстве не менее тяжкие переживания, нам остается только предупредить о невозможности полного излечения ребенка от невроза.

Секта и личность: психологические механизмы влияния . однако внедренные в подсознание страхи и преследования со стороны.

Приложение 39 Постановка проблемы и актуальность исследования В основе страха как базовой человеческой эмоции лежит инстинкт самосохранения. Биологически осмысленный адекватный страх выполняет в жизни защитную и адаптивную функции. Однако, следует отметить, что страхи могут и не иметь данных позитивных функций, и тогда они становятся сигналами личностного неблагополучия. В данном исследовании в качестве такого рода дисфункциональных страхов мы рассматриваем внушенные страхи, которые в свою очередь могут привести к возникновению патологических невротических и психотических страхов.

Возникновение внушенных страхов обусловлено личностной тревожностью в сочетании с контролирующей формой социализации страхов. Внушенные страхи сопровождаются не только дисфункциональными проявлениями в виде хронической эмоциональной неудовлетворенности, удрученности, общей заторможенности, раздражительности А. Изард, , но также фобиями, тревожностью, самоагрессией, общей социально-психологической дезадаптацией. Исследования, посвященные психологическим методам и средствам работы с внушенными страхами, достаточно малочисленны и в своей основной массе имеют не столько исследовательскую, сколько практическую направленность.

Иначе говоря, существует дефицит теоретико-практических исследований, направленных на изучение психологических механизмов генезиса и коррекции внушенных страхов, а также на сопоставление различных психотерапевтических средств работы с внушенными страхами. Современная практическая психология предлагает различные решения проблемы преодоления страхов, при этом психотерапия в широком смысле рассматривается как наиболее адекватное и приемлемое средство. Существуют различные виды терапии, которые используются в практической работе со страхами.

На наш взгляд, для такой работы более всего подходят методы игровой и арт-терапии. Запорожец, , а важнейшей продуктивной деятельностью — рисование.

Психология страха

Правила психологической помощи Психологические защиты Начиная с раннего детства, и в течение всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые"психологические защиты","защитные механизмы психики","защитные механизмы личности". Эти механизмы как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний, способствуют сохранению психологической стабильности и разрешению внутриличностных конфликтов.

Защиты осуществляются на бессознательном психологическом уровне. Образование психологических защит происходит в ходе приспособительных процессов ребенка при его социализации в виде приобретаемых им новых моделей поведения в конфликтных ситуациях. В обычной жизни любого человека малыша или взрослого возникают те или иные эмоционально напряженные и негативные ситуации, переживание которых крайне тягостно. Когда желания, интересы, потребности человека не могут быть удовлетворены в существующих обстоятельствах, несмотря на предпринятые им значительные усилия, возникают состояния эмоционального напряжения — стрессы и фрустрации.

Из цикла «Тора и Психология», темы: Ефим Свирски схема работы подобного механизма: допустим, человек испытывает некоторую нужду; пока .

На тему страха написано уже слишком много статей, но думаю, мы не повторимся, если взглянем на механизмы страха немного в другом ракурсе: Давайте возьмем теории рефлексов Павлова и Сеченова, теорию поведения Уотсона, близкую по результатам теории Адлера, смешаем все это в небольшую кучу и начнем Страх - это механизм адаптации. Любой живой организм приспосабливается к окружающей среде, хотя бы в небольшой степени используя сигналы опасности страх.

Человек же, произошел от кроманьонца, который использовал этот механизм весьма часто, и сейчас продолжает пользоваться им довольно творчески. Прирожденное чувство самосохранения не дает нам совершать поступки, с большой степенью вероятности угрозы жизни или здоровью, не дает подвергнуться или подвергнуть себя реальной опасности. Кинуться под поезд, отрезать себе руку, убить себе подобного да и просто убить нам не дает страх хотя страх многие преодолевают — убивают, калечат, кидаются под поезд.

Безусловно, страх полезен, если понимается как безусловный рефлекс.

Поведенческая терапия страхов

Поговорили о механизмах, которые мешают добраться до страха и изменить реакцию, не соответствующую реальной опасности. Откуда эта реакция берется и как справиться с избыточным страхом? Человек стал взрослым, уже бессмысленно бояться детских страшилок, а они продолжают его мучить.

В этой связи интересно порассуждать о более глубоких механизмах такой « здоровой» позиции, а именно: какой именно психологический механизм.

Что такое психологическая защита? Этот термин ввел еще в далеком году великий психоаналитик Зигмунд Фрейд. Он пришел к выводу, что человек может реагировать на неприятные для него обстоятельства двумя способами: Все защитные механизмы обладают двумя объединяющими их характеристиками. Во-первых, они не являются осознанными. Человек активирует их, сам того не понимая.

Что мы знаем о страхе? Часть 1

Порой фобии преследуют человека с самого детства. Сильнейший стресс, который возник при контакте с определенным предметом, существом либо явлением, настолько проник в память и сознание, что фобия затем терзает человека очень долго. Примерами могут служить укус собаки, демонстрация друзьями огромного паука, пребывание особенно помимо воли ребенка на огромной высоте и многие другие.

Вполне может быть ситуация, когда человек попросту забывает о стрессовой ситуации давних лет.

Социально-психологические особенности проявления страха у мужчин и у женщин. . С позиции психологических механизмов страха женщины.

Концепция психологической защиты была и остается одним из наиболее важных вкладов психоанализа в теорию личности и в теорию психологической адаптации. Анализ литературных источников, касающихся становления проблематики психологической защиты, позволяет выделить несколько причин сложности и противоречивости определения статуса этого явления как объекта научных исследований. Эти механизмы как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях.

Психологическая защита — это совокупность бессознательных психических процессов, обеспечивающих охрану психики и личности от опасных негативных и деструктивных действий внутрипсихических и внешних импульсов. В ситуациях, когда интенсивность потребности возрастает, а условия её удовлетворения отсутствуют, поведение регулируется с помощью механизмов психологической защиты. Психологическая защита определяется как нормальный механизм, направленный на предупреждение расстройств поведения не только в рамках конфликтов между сознанием и бессознательным, но и между разными эмоционально окрашенными установками.

В обычной жизни любого человека малыша или взрослого возникают те или иные эмоционально напряженные и негативные ситуации, переживание которых приводит к различного рода личностным нарушениям, неприятностям, отрицательным аффектам, деструкции. Нередко все предпринятые конструктивные попытки не приводят к желаемой цели. Напряжение продолжает расти и человек перестает замечать альтернативные пути. Кроме того, рост напряжения часто сопровождается эмоциональным возбуждением, препятствующим рациональным процессам выбора: Во многих случаях снятие напряжения происходит с помощью психологических защит.

Психологические защиты

Если в случае классических фобий мы довольно часто можем встретить выраженные монофобии, то есть боязнь чего-то одного и определенного, то применительно к социальным страхам эти случаи довольно редки. Большинство социальных страхов имеют комплексный характер, то есть человек редко боится только начальства. Чаще всего вместе с этим он боится и критики, и предъявлять требования, и оказаться в центре внимания.

Социальные страхи легко распространяются на смежные социальные ситуации и схожие социальные объекты, что в конечном счете приводит к повышенной личностной тревожности и невротизации. Основой для контр-обусловливания по Вольпе стал принцип реципрокного торможения.

Физиология и психология страха взгляды различных специалистов на природу страха, механизмы его формирования и значение этого феномена в.

Инстинктивно- обусловленная Для тревоги и для многих форм страха в большинстве случаев характерен следующий ход мысли: Например, человек, завидев вдалеке собаку, вспоминает, что когда-то его уже кусала собака, и у него возникает страх перед повторением подобной ситуации. Или однажды чиновник получил разнос от начальника. Теперь, заходя в кабинет шефа, он испытывает сильный страх в ожидании очередного нагоняя. При этом человек может испытывать страх и тревогу по поводу событий, которые случились не с ним, а с другими людьми или вообще были выдуманы.

Например, несколько лет назад, узнав об эпидемии атипичной пневмонии в Китае, многие люди в России испытывали сильный страх заболеть ею.

Механизмы страха и паники - как работает страх?